Дидактические принципы системно-деятельностного подхода (раздаточный материал)
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
infourok.ru
Доклад на тему ««Системно — деятельностный подход»
Доклад
«Системно — деятельностный подход»
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования»[1]. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.
Всё это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения: ФГОС.
17 мая 2012 года подписан приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», который зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012.
Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации нарезультаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В новых образовательных стандартах прослеживается система требований, которой не было в предыдущем стандарте: так называемые «Три Т»
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
2. Требования к структуре основной образовательной программы.
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, то есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. Первое «Т» является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений.
Второе «Т» — Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д.
Образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье «Т» – требования к условиям реализации основных образовательных программ, т.е., должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Принятие нового ФГОС — признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. [3]
При организации воплощения этого методологического принципа-метода крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие «деятельность».
Что значит «деятельность?» Сказать «деятельность» — это указать на следующие моменты. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [5]
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
«Технология деятельностного метода обучения»
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта
знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
2. Использование активных и интерактивных методик;
3.Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность —
обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего
индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
— работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
— критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
— анализируют современные общественные явления и события;
— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы системно-
деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока:
1. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний
создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
2.На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов
разрешения проблемы.
3.На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
4.Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
«Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся:
— готовность к разрешению проблем,
— технологическая компетентность,
— готовность к самообразованию,
— готовность к использованию информационных ресурсов,
— готовность к социальному взаимодействию,
— коммуникативная компетентность.
Структура урока
в технологии системно деятельностного подхода
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1. написание учащимися варианта контрольной работы;
2.
infourok.ru
Статья «Системно-деятельностный подход в обучении».
ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №18
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
Системно-деятельностный подход в обучении
Подготовила
Мироненко Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
2015г.
«Я слышу и забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю».
Конфуций
Что такое системно-деятельностный подход в образовании?
Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Значит, процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Теперь обучающийся выбирает между «Меня учат» и «Я учусь» путь к осознанному обучению – «Я учусь».
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Так формируется лучшая мотивация и желание ребёнка: «Я хочу всё знать!».
Учёные-основоположники системно-деятельностного подхода: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов.
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа общего образования обеспечивает:
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока
Учитель сообщает учащимся.
Формулируют сами учащиеся.
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности).
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности).
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону).
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
Оценивание
Учитель оценивает работу на уроке.
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия.
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех).
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Технология деятельностного метода
№
п/п
Этапы урока
Организующая роль учителя
1
Мотивация к учебной деятельности
Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3
Выявление места и причины затруднения
Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4
Построение проекта выхода из затруднения
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
15
Реализация построенного проекта
Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
66
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
77
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
88
Включение в систему знаний и повторение
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
99
Рефлексия учебной деятельности
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Технологии: информационные и коммуникативные; технология, основанная на создании учебной ситуации; технология проектного обучения; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
В процессе реализации системно-деятельностного подхода в обучении у обучающихся формируются умения:
ЛИЧНОСТНЫЕ – умения оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умения организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – умения добывать, преобразовывать и представлять информацию;
КОММУНИКАТИВНЫЕ – умения донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.
Технология реализации системно-деятельностного подхода
в учебной деятельности
Методика Эдварда де Боно
«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода
Научить лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Суть метода
Шесть шляп мышления – простой и практический способ групповой работы, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Это технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию и возможно использование её на всех этапах урока: при постановки проблемы, при изучении материала, его анализе, при закреплении и рефлексии.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных и наделяющий её характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознания, сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные альтернативы, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа – это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты, события и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате, и в конце – подвести итог. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Достоинства метода
Наглядность, простота освоения и применения.
Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
Позволяет отстранить своё эго от мышления.
Недостатки метода
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Работа в группах по методу «6 шляп мышления» на уроке русского языка «Текст. Типы текстов».
Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю приобрести «мыслеварительные» шляпы разного цвета. Каждая цветная шляпа особенная, неповторимая, она указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа: статистическая. Нас интересуют только факты. Необходимо описать, как выглядит птица голубь (не менее 5 предложений).
Жёлтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ птицы голубя, составить текст-рассуждение «Почему птица-голубь удивительна, так любима людьми, почему вошла в историю».
Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы. Подобрать образные художественные выражения относительно темы сочинения. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы?
Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети составляют мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить ситуацию. А все ли так благополучно у голубя, никто его не обижает?
Синяя шляпа: аналитики составляют план к сочинению-описанию с элементами рассуждения.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
К.Д. Ушинский
infourok.ru
Системно-деятельностный подход в обучении
Абумова Н.М., учитель истории МБОУ «Арабкаевская ООШ»
Системно-деятельностный подход в обучении
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу.
Методологической основой концепции государственного стандарта общего образования второго поколения является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Целью системно-деятельностного подхода в обучении учащихся является:
— создание установки на самостоятельность;
— свобода выбора;
— подготовка к жизни;
— достижение личностных и метапредметных результатов.
Китайская мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатывались как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на мой взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Что значит «деятельность»?
Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.
Что имеем в виду, когда говорим «учебная деятельность»?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет себя сам.
Это означает, что школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития школьника.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.
Поэтому учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Базовые технологии стандартов второго поколения
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также в проектную деятельность
Эти методики обеспечивают свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребенка, подхода к решению задачи.
В ходе такой деятельности учащиеся
— работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
— критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
— анализируют современные общественные явления и события;
— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
infourok.ru
Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения
«Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения»
(выступление на педсовете)
Основная идея деятельностного подхода в обучении и воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. В качестве общей цели видится Человек, способный превращать, преобразовывать собственную жизнедеятельность, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)
Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Отличия знаниевого и системно-деятельностного подходов
Ключевые характеристики
Системно-деятельностный подход
Традиционный “знаниевый” подход
Основная задача данной системы образования
Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
обеспечение высокого уровня знаний; совершенствование структуры образования
Цели школьного образования
научить учиться: определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать, научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь; научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных)
сформировать основные знания, умения, навыки; формировать у учащихся сознательную дисциплину; повышать ответственность учащихся за качество учебы
Все это достигается
за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблемы
за счет приобретения основ знаний по предметам, увеличения объема изучаемого материала, издания новых учебников и учебных пособий, введения новых предметов в учебные планы
Ожидаемые результаты
Модель выпускника; освоение видов деятельности, затребованных любыми жизненными ситуациями; личностный рост обучающихся
формирование знаний, умений, навыков
В новых образовательных стандартах прослеживается система требований, которой не было в предыдущем стандарте: так называемые «Три Т»
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
2. Требования к структуре основной образовательной программы.
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
«Три Т» существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Дело заключается в том, что главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. Разработка велась совместно с Институтом социологии Российской академии наук. На основе обобщенных требований и был разработан документ «Планируемые результаты». Первое «Т» является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений.
Второе «Т» — Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов. Этот документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов.
Образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье «Т» – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Т.е., должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.
(5 кадр) И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно — деятельностный подход.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
По словам Л.С. Выготского, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.
2 кадр)Какие качества необходимы современному выпускнику?
Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, · другие — о воспитании, · третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию… Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: (3 кадр)найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.
(7 кадр)Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (8 кадр)Правильно гласит китайская народная мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие.
(9 кадр)Что значит «деятельность»?
Во-первых, деятельность — это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД).
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе — не дать объем знаний, а научить учиться.
(10 кадр)Чему должен научиться ребенок?
Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.( слайд )Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Это говорю, показываю слова А.Дистервега
(11 кадр)«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…» «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег
(12 кадр)Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
(14 кадр)В связи с этим меняется позиция учителя и ученика.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Системно-деятельностный подход предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
???? Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [5]
???? Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология — это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме
Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
— учебная задача;
— учебные действия;
— действия самоконтроля и самооценки.
Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.
Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Более подробно деятельностный метод разработан Л.Г.Петерсон. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:
Постановка учебной задачи
«Открытие» детьми нового знания
Первичное закрепление (комментирование)
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Решение тренировочных упражнений
Контроль (принцип минимакса)
Решение задач на повторение
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Сравним классификацию уроков, предложенную Б. П. Есиповым и классификацию уроков развивающего обучения, описанную Ю. А. Конаржевским.
Классификация уроков по ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков и других форм организации обучения включает следующие типы:
комбинированный урок;
урок по ознакомлению учащихся с новым материалом;
урок закрепления и повторения знаний;
урок общения и систематизации изученного;
урок выработки и закрепления умений и навыков;
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Классификация уроков развивающего обучения, на первый взгляд, вполне соотносима с первой классификацией, так как учитывает цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:
урок постановки учебной задачи;
урок решения учебной задачи;
урок моделирования и преобразования модели;
урок решения частных задач с применением открытого способа;
урок контроля и оценки. (Типология уроков А.К. Дусавицкого)
Если мы рассмотрим данные классификации с точки зрения образовательных результатов, несопоставимость типов уроков станет очевидной. В основу первой классификации положены знания, умения и навыки, во второй – уроки обеспечивают освоение обобщенных способов действий и компетенций. Так, урок по ознакомлению учащихся с новым материалом предполагает, что материал сообщается учителем, способы действия показываются и должны быть повторены учениками. Урок постановки учебной задачи предполагает создание условий, в которых ученики не смогут использовать уже известный им способ действия, самостоятельно определять необходимость поиска нового обобщенного способа действия, который затем смогут применить при решении целого класса задач. В центре урока этого типа оказывается ситуация «разрыва» между знанием и незнанием. Очевидно, что предметные результаты могут быть достигнуты и в первом и во втором случае, но достижение личностных и метапредметных результатов в первом случае происходит стихийно и далеко не у всех учащихся. Можно сопоставить и уроки проверки знаний и разбора проверочных работ с уроком контроля и оценки. На уроках проверки учащиеся выполняют контрольную работу, принимают оценки учителя, выполняют работу над ошибками под его руководством. Урок контроля и оценки предполагает, что ученики будут включены в контрольно-оценочную деятельность – они осуществляют самопроверку и/или самооценку, определяют причины своего неуспеха, намечают пути преодоления затруднений, сравнивают полученные результаты, с теми которые они получили ранее при выполнении похожей работы, определяют динамику своих учебных достижений. Второй подход более эффективен, так как способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, своевременно корректировать свои действия и решать проблемы более необходимо в жизни, чем зависимость от чужих оценок, которые могут носить и субъективный характер.
В знаниевой парадигме учитель – центральная фигура урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет. В деятельностной парадигме учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Однако, учитель длительное время проработавший в условиях знаниевой парадигмы не всегда принимает преимущества деятельностного подхода. Часто можно услышать мнение, что акцентирование внимания на личностных и метапредметных результатах может привести к тому, что предметные результаты не будут достигнуты. Такие опасения беспочвенны. Рассмотрим конкретный пример, на уроке осваивается один из сложнейших предметных способов действия, обеспечивающий формирование навыка письма, – звуковой анализ. Сопоставим задания, предлагаемые в рамках традиционного и системно-деятельностного подходов.
Традиционный подход. Составьте звуковую схему слова: первый вариант разбирает слово волки, второй вариант – вилки. Проверьте свою работу (слайд с правильными схемами). Кто выполнил без ошибок, у кого одна ошибка, у кого две ошибки, более двух? Как вы думаете, какую букву мы будем учиться записывать на уроке?
Системно-деятельностный подход. Работая в паре, проведите звуковой анализ слов с помощью алгоритма, вспомните схему, составленную на предыдущем уроке (скажи слово и послушай себя, выдели звук в полном слове, охарактеризуй, обозначь условным значком, проверь, все ли звуки выделены), договоритесь, кто какое слово будет анализировать, послушайте друг друга и проверьте, не забывайте пользоваться алгоритмом.
Посмотрите на полученные схемы. Какими звуками различаются слова? А какие буквы будут отличаться? Запишите слова письменно.
Почему не получается записать? Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание?
В рамках традиционного урока ученики и учитель не уделяют достаточного внимания освоению способа действия, во втором случае в ходе планирования и пошагового взаимоконтроля процесс звукового анализа осваивается полноценно.
Следует отметить, что при проектировании урока в логике системно-деятельностного подхода предметные, метапредметные и личностные способы действия формируются комплексно. Взаимосвязи процессов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения на основе системно-деятельностного подхода показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Комплексное достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения на основе системно-деятельностного подхода
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
infourok.ru
Материал по теме: История появления системно — деятельностного подхода
История появления системно — деятельностного подхода
Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Поэтому
в основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности.
В качестве ключевых условий реализации основной образовательной программы названы: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Системно-деятельностный подход в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. (Анатолий Николаевич Сухов, Александр Григорьевич Асмолов). В тот период существовала оппозиция внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Борис Герасимович Ананьев, Борис Фёдорович Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (Лев Семёнович Выготский, Леонид Владимирович Занков, Александр Романович Лурия, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов и др.).
Ещё в 30-х годах прошлого столетия известным отечественным исследователем Львом Семеновичем Выготским была разработал и обосновал обучение, которое опережало развитие и в настоящее время определяется как развивающее:
развитие → обучение = зона ближайшего развития.
Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней.
Важный этап разработки теории развивающего обучения и внедрения её на уроках связан с исследованиями Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Льва Семёновича Выготского (развитие → обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру:
развитие → деятельность → обучение.
Система Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова позволила исследователям (Леонид Владимирович Занков, Александр Романович Лурия) разработать деятельностный подход (принцип), суть которого может быть выражена в формуле как «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».
Таким образом, деятельностный подход, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников. На этом этапе становления личности в связке «деятельность – личность» на первое место выступает деятельность как фактор формирования личности (деятельность → личность).
Представленная Ахметом Заикевичем Рахимовым в 1987г. новая методическая система развивающего образования опиралась в теории на системную организацию окружающего мира, а в методике – на системный подход (принцип) при его изучении и на учебные действия (УД) школьников в педагогической практике. При разработке её потребовалось решить одну из основных проблем, связанную, с одной стороны с единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и с другой – предметной разобщенностью при его изучении. Представлено в триединой формуле:
системы → системный подход → деятельность.
Объединение позволило определить основу подхода, как системно-деятельностного. Названный подход объединил два других и стал основой для последующих научных разработок, а в общеобразовательном процессе выступал как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин.
Что значит «деятельность»? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим «учебная деятельность»?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности,диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностного образования. Необходимо включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.
Расскажи — и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций.
nsportal.ru